Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вайда анджей

Энциклопедический словарь

Ва́йда Анджей (Wajda) (р. 1926), польский режиссёр. Фильмы: «Канал» (1957), «Пепел и алмаз» (1958), «Пепел» (1965), «Всё на продажу» (1969), «Березняк» (1971), «Человек из мрамора» (1976), «Без наркоза» (1978), «Человек из железа» (1981), «Дантон» (1983), «Хроника любовных происшествий» (1986), «Страстная неделя» (1995) и др. Его фильмы об исторических путях развития Польши, трагических коллизиях в отношениях между личностью и обществом. Работает в театре.

* * *

ВАЙДА Анджей - ВА́ЙДА (Wajda) Анджей (р. 6 марта 1926, Сувалки), польский режиссер театра и кино.

Учился в Академии изобразительных искусств в Кракове, но не закончил ее и с 1950 начал работу в кино. Снял короткометражные фильмы «Когда ты спишь» (1950), «Злой мальчик» (по А. П. Чехову, 1950), «Илжецкая керамика» (1951), «Я иду к солнцу» (1956), работал ассистентом режиссера, был вторым режиссером на съемках фильма «Пятеро с улицы Барской» (режиссер А. Форд, 1953). В 1954 Вайда окончил режиссерское отделение Высшей школы кинематографии и театрального искусства в Лодзи.

Как самостоятельный режиссер Вайда дебютировал в 1955 фильмом «Поколение» (по Б. Чешко), посвященным молодым участникам антифашистского подполья в годы Второй мировой войны. Этот фильм положил начало «польской школе кино», признанным лидером которой Вайда стал после фильма «Канал» (1957), который повествует о событиях Варшавского восстания 1944 (см. ВАРШАВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1944). Третий фильм режиссера «Пепел и алмаз» (по роману Ежи Анджеевского (см. АНДЖЕЕВСКИЙ Ежи), 1958) рассказывает о трагедии польских подпольщиков, потерявших политические и нравственные ориентиры в сложной обстановке 1945. В этих фильмах, принесших Вайде широкое признание, режиссер с большой художественной силой показал судьбу своего поколения в наиболее острые моменты польской истории. Военная тема развивалась Вайдой в фильмах «Lotna»(«Летучая», 1959) и «Самсон» (1961, по К. Брандысу).

В 1960-х гг. Вайда выходит за рамки военной тематики, параллельно развивая сразу несколько направлений в своем творчестве. Это и экранизации польской литературной классики: «Пепел» (1965, по С. Жеромскому (см. ЖЕРОМСКИЙ Стефан)), «Барышни из Вилько» (1971, по Я. Ивашкевичу (см. ИВАШКЕВИЧ Ярослав)), «Свадьба» (по С. Выспяньскому (см. ВЫСПЯНЬСКИЙ Станислав), 1973), «Земля обетованная» (1974, по В. Реймонту), где он ностальгически живописует польское общество прошедших лет и веков, и бытовые лирико-сатирические комедии 1960-1970-х гг. «Невинные чародеи» (1960), «Слоеный пирог» (1968, на телевидении, по С. Лему (см. ЛЕМ Станислав)), «Охота на мух» (1969).

С конца 1960-х гг. Вайда обращается к жанру политико-публицистического кино. Фильмы «Все на продажу» (1969), «Человек из мрамора» (1976), «Без наркоза» (1978), «Дирижер» (1979), «Человек из железа» (1981, главная премия Каннского кинофестиваля (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ)) становятся явлением не только художественной, но и политической жизни польского общества. Определившийся в своем выборе режиссер громко и недвусмысленно заявил о неприятии коммунистического правления в Польше. Кинематографическое творческое объединение «Икс», которым Вайда руководил в 1972-1982, стало центром польского «кинематографа морального беспокойства». В 1978-1982 занимал пост председателя Союза польских кинематографистов.

Фильмы Анджея Вайды были отмечены на многих международных кинофестивалях, он снискал прижизненную славу классика мирового кино. После введения в Польше военного положения в 1981 режиссер уехал во Францию, где поставил фильм «Дантон» (1983, премия «Сезар (см. СЕЗАР (премия))»), посвященный событиям Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). Неоднократно Вайда обращался и к экранизациям русской классики: «Сибирская леди Макбет» (по Н. С. Лескову (см. ЛЕСКОВ Николай Семенович), 1961, Югославия), «Пилат и другие» (по М. А. Булгакову, 1971, ФРГ, на телевидении), «Бесы» (по Ф. М. Достоевскому (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), 1988), «Настасья» (по Ф. М. Достоевскому, 1994).

После некоторого перерыва, с начала 1970-х гг. Вайда вновь обратился к военной тематике и создал ряд блестящих и остро трагических фильмов: «Пейзаж после битвы» (1970, по Т. Боровскому, 1970), «Березняк» (по Я. Ивашкевичу, 1971), «Любовь в Германии» (1983, ФРГ), «Корчак (см. КОРЧАК Януш)» (1990), «Перстенек с орлом в короне» (1992), «Страстная неделя» (1995), «Барышня Никто» (1996). Кроме того, Вайда поставил фильмы «Любовь в двадцать лет» (1962), «Врата рая» (1967), «Теневая полоса» (с Великобританией, 1976), «Хроника любовных происшествий» (1986), «Пан Тадеуш» (1999).

Помимо кино, Вайда, начиная с конца 1950-х гг., работал в театре, сначала эпизодически, а затем постоянно. В числе его наиболее знаменитых работ - неоднократные постановки «Гамлета» (1960, 1981, 1989), «Бесов» (1971, 1974), «Настасьи Филипповны» (1977, 1986), которые режиссер повторял в разных странах и с различными составами актеров. В 1989-1991 Вайда руководил варшавским театром «Повшехны», где поставил нашумевший спектакль «Разговор с палачом». Вайда много работал на телевидении, преподавал на режиссерском отделении Высшей польской школы кинематографии и театрального искусства. В 1989-1991 он был сенатором Польской республики.

Полезные сервисы